Дискуссионная площадка «Республика Башкортостан — регион реальных дел» в рамках Открытого Форума «Дни предпринимательства в Республике Башкортостан» в г. Стерлитамак
12 ноября в Стерлитамаке в рамках открытого форума «Дни предпринимательства Республики Башкортостан» прошла дискуссия «Республика Башкортостан - регион реальных дел».
Организовали дискуссию Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Некоммерческая организация «Ассоциация предпринимателей г. Стерлитамака».
Модерировал встречу Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму А. И. Халилов.
Открывая встречу, А. И. Халилов отметил, что правительство Республики уделяет большое внимание вопросам предпринимательства и развития внутреннего туризма. На данный момент разрабатывается Программа развития предпринимательства в РБ на 2011 год.
Президентом Республики Башкортостан поставлены конкретные задачи, выполнение которых необходимо для развития предпринимательства - снятие административных барьеров, внедрение новых форм поддержки малого и среднего бизнеса (МиСБ), инициирование изменений в законодательстве, регулирующем деятельность предпринимателей.
А. И. Халилов сообщил, что на днях создан Республиканский совет при Правительстве РБ по поддержке предпринимательства, который возглавил Президент Башкортостана Рустэм Хамитов.
Председатель Госкомитета по предпринимательству и туризму призвал участников дискусии и предпринимателей Республики к живому диалогу, к решению актуальных проблем сообща. Необходимо использовать современные средства коммуникации (интернет, блоги) и чаще собираться в формате «круглого стола» для обмена мнениями.
В дискуссии приняли участие заместитель председателя Государственного комитета РБ по размещению государственных заказов Айдар Батыргареев, заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы госстатистики по РБ Венера Васильева, глава администрации городского округа город Стерлитамак Алексей Изотов, председатель Совета Ассоциации организаций предпринимательства РБ Алексей Щербацкий, председатель БРО «ОПОРА РОССИИ» Денис Мусин, председатель Союза работодателей РБ Владимир Шолом и другие руководители предпринимательских структур.
Алексей Николаевич Изотов говорил о вопросах промышленного аутсорсинга. Глава Стерлитамака сразу определил свою позицию, как сторонника привлечения субъектов малого и среднего бизнеса для выполнения заказов в сфере промышленности. Сложность данной проблемы заключается в том, что у руководителей крупных предприятий должно поменяться отношение к предприятиям МиСБ, сейчас сотрудничество с ними не является приоритетным направлением для крупных предприятий. Они пошли по пути сохранения своих активов через создание дочерних предприятий.
В свою очередь, малый бизнес должен предлагать соответствующее качество своих услуг по приемлемым ценам.
В конце выступления А. Н. Изотов предложил крупным предприятиям сделать на корпоративных интернет-сайтах информационную страницу с опубликованным списком услуг на аутсорсинг.
Продолжила разговор Васильева Венера Ануровна, заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.
Основной темой Венеры Ануровны стало проведение сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства, которое будет проводиться в 2011 году по итогам 2010 года.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Они осуществляются путем проведения сплошных и выборочных статистических наблюдений.
Подробную информацию о проведении сплошного наблюдения можно получить на сайте www.bashstat.ru.
По словам В. А. Васильевой, проведение обширного статистического наблюдения необходимо для получения достоверной и содержательной информации о деятельности МиСБ в Республике. В первую очередь эта информация необходима для самого бизнеса, полагает В. А. Васильева, не только для органов власти.
Участники собрания выразили сомнение, что предприниматели готовы на данный момент предоставлять достоверную информацию о своей деятельности из-за опасения передачи данной информации в налоговые структуры. Венера Ануровна уверила, что эта информация предназначена только для внутреннего использования и третьим лицам не передается.
Заместитель Председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов Айдар Флюрович Батыргареев рассказал о модернизации системы электронного аукциона, основанной на ФЗ 94.
Основные задачи, которые ставит перед собой данный госкомитет в отношении реализации современных электронных торгов — повышение эффективности расходования бюджетных средств, прозрачность проводимых сделок, снижение применения коррупционных схем. Прежние непродуктивные раздробленные схемы будут «ломаться», отныне централизованая система закупок будет действовать по системе «одного окна».
План перехода к централизованной системе в течение 2011 года пройдет в четыре этапа.
Подробную информацию об электронных площадках, открытых для проведения аукционов можно получить на http://goskomzakaz.bashkortostan.ru/.
Эта тема вызвала бурный отклик среди участников форума. Были высказаны мнения, что ФЗ 94 будет работать не на малый бизнес, а против него, что электронные торги не могут быть защитой от сговора, от навязывания некачественных товаров и услуг.
Решение вопроса о госзакупках является одним из важных направлений деятельности Ассоциации организаций предпринмательства, наряду с для оПо мнению Председателя Совета АОП РБ Алексея Александровича Щербацкого, необходимо решать системные вопросы, охватывающие разные стороны деятельности МиСБ - налоговая нагрузка, законодательство, вопросы госзакупок, субконтрактации и др.
В этом году Ассоциацией была проведена большая работа - подготовлен Пакет предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего права предпринимателей. Данный документ был направлен в Администрацию Президента – Президенту РБ Р.З. Хамитову, в Государственный комитет по предпринимательству и туризму – А.И. Халилову, в Министерство промышленности и инновационной политики – Р.Ф. Вагапову, в Министерство экономического развития РБ – В.А. Балабанову, в Прокуратуру РБ – заместителю прокурора РБ Г.Ф. Бикбулатовой.
А. А. Щербацкий обратил внимание участников дискуссии на то, что в настоящее время в нашей Республике отсутствует долгосрочная программа развития малого и среднего бизнеса. То же самое можно сказать о программах поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, которые принимаются только на один год.
Необходимо создать бизнес-паспорта муниципальных образований, несущие достоверную информацию о регионе, в которой нуждаются заинтересованные стороны - муниципалитет, предприниматели, инвесторы. Бизнес должен понимать в каком направлении развиваться, где найти регионы гарантированного сбыта.
В данном документе отмечена незаинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в поддержке предпринимательства.
Одной из проблем предпринимательской деятельности являются административные барьеры, возникающие на местном уровне, в частности, при оформлении договоров аренды недвижимости и земельных участков. Действующим законодательством предусмотрено оформление договоров сроков аренды до 49 лет, а на практике предоставляется аренда на срок до 5 лет. Для оформления документов и продления срока аренды требуется необоснованно длительный период.
Ассоциация от имени бизнес-сообщества Республики выступила инициатором послания премьер-министру РФ В. В. Путину с изложением проблем, с которыми сталкивается башкортостанский бизнес, и путей их решения. Такой шаг также является проявлением системного подхода, по мнению А. А. Щербацкого.
В послании говорится, что критику со стороны предпринимательского сообщества вызывает Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Эти изменения резко ухудшают положение малого и среднего бизнеса.
С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличивается в 2,4 раза, что может оказаться непосильным бременем для малых и средних предприятий, особенно для начинающих предпринимателей. Такая ситуация приведет к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы и повлечет массовое увольнение работников в секторе малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, указанные изменения приведут к увеличению административных барьеров, так как с принятием 212-ФЗ появляются дополнительные контролирующие органы: территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные органы Фонда социального страхования РФ, осуществляющие проведение камеральной и выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов», — говорится в послании.
Учитывая выжеизложенное, предлагается ввести поэтапное, в течение десяти лет, повышение ставки системы страховых платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД.
А. А. Щербацкий считает главной задачей АОП РБ - улучшение предпринимательского климата в Республике для дальнейшего развития МиСБ.
Поддержал А. А. Щербацкого и Д. М. Мусин. «Общественные объединения предпринимательства для этого и созданы, однако в большинстве своем они малочисленны», — сказал Д. М. Мусин. «Развернувшаяся сейчас дискуссия свидетельствует, что мы готовы отстаивать свои права. При этом мы должны продолжить конструктивный диалог с властью, способствовать принятию законов, помогающих создавать благоприятную среду для развития предпринимательства».
«До власти наше мнение доходит долго», сказал Председатель Президиума объединения работодателей «Союз работодателей Республики Башкортостан» В. Ю. Шолом. Поэтому надо более четко организовать работу по приему предложений, заявок в органы влсти, приглашать представителей власти к обмену мнениями. «Дитя не плачет, душа не болит», - сказал В. Ю. Шолом, имея ввиду, что предпринммательское сообщество само должно быть более активным.
На дискуссионной площадке приводилось немало примеров, когда из-за несовершенства законодательства, высоких тарифов на электроэнергию и других расходов предпринимателям становится невыгодно производить товары, выращивать в теплицах овощи и т.д.
«Обидно, что мы до сих пор потребляем все импортное», - сказал руководитель Башкортостанского представительства Итало-Российской торговой палаты Р. У. Кинзикеев. «Получается, что нам дешевле завезти продукцию из Китая или Турции, чем производить самим. Между тем есть страны, в частности Италия, которые готовы поделиться с нами новейшими технологиями».
После завершения форума своими мыслями поделилась председатель Союза предпринимателей Уфы О. Л. Одинокова. Она считает, что ценность подобных мероприятий — в консолидации усилий власти и бизнеса с целью развития предпринимательства, в открытом обсуждении проблем и поиске путей их преодоления.
В ходе дискусси от предпринимателей и руководителей общественных организаций предпринимательства поступили конкретные предложения по улучшению среды для развития МиСБ.
А. И. Халилов подвел итог встречи, указав на то, что надо собрать все поступившие предложения от предпринимательского сообщества в единый документ для дальнейшего его представления местным и федеральным высшим органам власти.
Пресс-служба АОП РБ
|